?

Log in

No account? Create an account
Поэзия столичных хипстеров. - За Свободу! [entries|archive|friends|userinfo]
Fogelfrei

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Поэзия столичных хипстеров. [Oct. 14th, 2012|06:26 am]
Fogelfrei
[Tags|, , ]

Читательский интерес, спрос и предпочтения публики столь же говорят о тенденциях в литературе, как и само литературное творчество, профессиональное, полу-профессиональное и любительское. Большинство литераторов, как правило, осознают запросы публики (ведь они живут в одно время, в тех же условиях, что и их читатели), некоторые даже ставят во главу угла угодить публике. Но так бывает не всегда. Мышление лучших представителей человечества не отстает от бытия, оно его опережает. Не является исключением и великое дело поэзии. Именно в этом разгадка столь частого явления, когда поэт не признан своим веком, своими современниками и лишь после своей смерти, а то и десятилетия после нее, его творчество получает всеобщее признание.




Творчество молодой питерской поэтессы Стефании Даниловой весьма показательно в этой связи, так как всего отчетливее позволяет проследить некоторые тенденции в современной литературе, уяснить их смысл и дать им всестороннюю оценку. Данилова появилась на питерской поэтической сцене недавно, но стремительно приобрела популярность. Автор этих строк, будучи литератором и литературоведом, конечно же не мог не навести справки об этой личности в кругу знакомых поэтов. Насчет творчества отзывы были самые разные, но при этом все поэты сходились в том, что девушка настолько надменна, настолько погружена в самолюбование и не замечает ничего вокруг кроме себя и своей поэтической карьеры, что это граничит с некоей болезненностью. Естесственно, что автор этих строк не мог не подивится подобному единодушию ибо, во-первых, поэты редко сходятся между собой во мнениях, во-вторых, как известно, многие, если не большинство, поэтов сами, в той или иной степени, обладают указанными наклонностями. Один из поэтов даже рассказал автору реальную историю, иллюстрирующую, что индивидуалистический лунатизм юной поэтессы сочетается в тоже время с цепкой деловой хваткой и расчетливой практичностью.

Но дело конечно не в личных качествах поэта, хотя между ними и его modus vivendi в поэзии есть связь. Итак, что же за тенденцию мы можем разглядеть в творчестве С. Даниловой? В чем разгадка секрета ее популярности? Как оценить эту тенденцию с точки зрения пути русской поэзии?

Чтобы ответить на эти вопросы надо обратится к творчеству Даниловой. Увы, можно констатировать, что при некоторых задатках поэтическое творчество автора получило ложное направление. Когда читаешь стихи Стефании, не покидает ощущение неискренности.

«..Мною в темницу, острог и в клеть брошено сто мужчин. Мне приблизительно сорок лет - и лоб в череде морщин...»

Согласитесь, что эти строки из под пера девушки 18-ти лет из благополучной семьи среднего класса как-то не выглядят очень правдободобно. Зато «красиво». Юная поэтесса совсем не чурается лексики поколения Контакта, Фейсбука и Твитерра:

у него вместо сердца мозги с извилин лернейской гидрой.

у меня вместо мозга сад переспелых сердец,сочащихся рифмой.

почему в этом мире,где каждый второй - пидор,

где понаносекундно дорожает тариф за тарифом,

где запретный плод сгниет: никто его не укусит,

всем гораздо прикольней трахаться по webcam.

я на третьем курсе.а он не в курсе,

что я скучаю по его горноморским рукам.

человек-без-возраста невидим, как снежный йети,

как одряхлевший старославянский ять.

разговаривать с незнакомцами опасно.дети,

не ходите с такими гулять,

ни за наркотики, ни за простой леденец...

а иначе вы влюбитесь.

и будет совсем пиздец

Не-классично, зато «доступно и понятно» специфической категории людей, с определенными вкусами и запросами. А вот как поэтесса демонстрирует читателю свой внутренний мир:

Есть фотографии, на которые я не могу смотреть.

Не следы кровавых де-садовских расчлененок,

где от человека узнаваема максимум треть.

Не с обрезанными рожками оленёнок.

Не с чьей-то легкой руки в воздух

пущенные черные боеголовки.

Есть фотографии, глядя на которые, я вспоминаю звезды

далекой страны и выход из себя

не на той остановке.

То есть ничто не способно тронуть сердце автора, никакое страдание живых существ не сопоставимо с внутренними переживаниями, мечтами и фантазиями. Вразрез с традициями русской литературы вообще и поэзии в частности. Зато в духе времени. Разве не такое же отношение к миру и другим людям у большинства сегодняшней, насквозь пропитаной инивидуализмом, молодежи из числа т.н. «креативного класса»? Вполне логично, что Стефания вопрошает: «Я вот думаю, что я люблю больше: своих мужчин или свою любовь к мужчинам в виде стихов?».

В общем и целом, после ознакомления с творчеством Даниловой нельзя не прийдти к выводу, что ее популрность вполне закономерна. Стефания попала что называется в струю Ее стихи как нельзя лучше удовлетворяют культурным запросам сравнительно обеспеченной столичной молодежи из «среднего класса». Пойти после работы в офисе в какой-нибудь клуб или кафе и послушать подобное — вполне по сердцу столичным хипстерам, представителям так называемого «креативного класса». Эта социальная прослойка есть по сути ничто иное как реинкарнация мещанства с его культурным запросом - «сделайте нам красиво». И сама Данилова это вполне сознает:

Я радар для всего богемного и лохматого,

Точка сборки, соединения и прицепа.

Им со мною в кустах бы читать по ночам Ахматову,

Но меня продают исключительно

По рецепту.

И движения их доводятся до автоматики,

Но они предпочтут стихам с пылу-с жару пиццу.

Вопрос только в том, насколько этот тренд плодотворен для будущего. По нашему мнению, это тупик. И дело не в том, или не только в том, что данная тенденция в стороне от магистрального пути великой русской литературы с ее традицими просвещения, гуманизма, справедливости, коллективизма, раскрытия связи всего со всем. Дело в том, что сама целевая аудитория подобного творчества не является самым здоровым элементом общественной жизни современной России. Половина столичных хипстеров мечтает унести ноги на Запад, другая половина отчуждена от действительной жизни России, ее боли и ее проблем, а значит - вне ее будущего. Соответственно и эта тенденция в поэзии обречена иметь короткую жизнь мотылька. Но истинные поэты не отрекаются от трудноуловимого для слуха простых смертных голоса вечной красоты, любви и правды. Они не настраивают свою арфу для того чтобы услаждать слух только какой-то одной, узкой категории людей в погоне за сиюминутной славой. Такие поэты конечно же есть и сейчас, среди нас, и они то и составляют надежду русской поэзии.

Данилова видимо по неопытности предполагает, что ее литературная карьера дальше пойдет только в гору. Весьма печальное заблуждение способное помешать поэту с несомненными задатками произвести необходимую переоценку ценностей. Поэт, поставивший на удовлетворение запросов мещанства имеет такой же жизненный цикл как и любая «попсовая» звезда — взлет, пик популярности и закат вплоть до полного забвения. Просто потому, что невозможно бесконечно слушать неглубокое, поверхностное. Приходят новые «кумиры дня» и вытесняют старых... В поэзии, как и в музыке остается только то, что достойно вечности.

P.S. Как стало известно, Стефания Данилова вошла в шорт-лист крупной Литературной Премии им. Велимира Хлебникова. Хлебников был своего рода революционер и непризнанный гений поэзии. Трудно понять, как можно соотнести два направления, два подхода к поэтическому творчеству, два взаимоисключающих мироощущения, два дерева, приносящие разные плоды — то, которое олицетворяет Хлебников (и вся великая русская поэзия XIX-XX веков) и то, которое олицетворяет Данилова.

Дмитрий Кремнёв.



LinkReply

Comments:
[User Picture]From: al_kop
2012-11-12 05:59 pm (UTC)
Согласитесь, что эти строки из под пера девушки 18-ти лет из благополучной семьи среднего класса как-то не выглядят очень правдободобно.

Не обязательно фактически переживать то, о чём пишешь. Высоцкий не воевал, но его военные песни вряд ли можно обвинить в неискренности.
(Reply) (Thread)